sovet20 (sovet20) wrote,
sovet20
sovet20

Царь Скука на смену Царю Голоду


Не так давно в Красноряской краевой научной библиотеке, были проведены мероприятия посвященные творчеству русского писателя Леонида Андреева. А буквально месяц назад в Красноярск приезжал московский театр, который привозил постановку одного из произведений его. Поскольку постоянно приходится заниматься исследованием современной культурно-социальной жизни общества, и тех воздействий которые на него оказываются в сфере культуры, истории, информации и т.д, то невольно задаешься вопросом: “А собственной, в чем причина актуализации творчества Андреева? В чем причина того, что именно его произведения, написанные 100 лет назад, предлагается обсуждать и представлять публике сегодня?”

Надо сказать, что познакомившись с жизнью Андреева, его идеями, которыми он жил и его творчеством, начинаешь понимать, что не спроста эта актуализация происходит. Что есть в этом даже не столько чей-то злой умысел, сколько отражение состояния эпохи, состояния элитных умов, состояние умов интеллигенции.
Свое произведение “Царь голод” Андреев написал в 1908 году, после неудачного опыта первой революции 1905 года. На волне разочарования надеждами на спасение от душной мысли безнадеги и мрака, которым пронизана предреволюционная Россия, исчерпавшая христианский проект. В этот период, подорвавшая веру народа в свою святую христианскую миссию интеллигенция и власть, сама уже окончательно разложилась и напиталась апатией и волей к смерти, безумием, предаваясь наслаждению посреди голода, бедности и вездесущей смертью. Не удивительно, что Андреев, как человек тонкий предельно вживается в это безумие.

“Царь голод” повествует нам о том, что миром правит лишь желание выжить. О том как желание выжить, толкает людей на убийства и на бунты. О том, как другие люди используя желание выжить загоняют бедноту в состояние скотов и механизмов, ради собственного наслаждения жизнью. Ради того что “Они” жили..
Андреев рисует ужасный мир, в котором нет и лучика надежды на спасение, на выход. Один только мрак и торжество смерти. Это апофеоз декаданса, гимн безвыходности и отчаянию! Полный мрак.

Читая это понимаешь, весь ужас переживаемый Андреевым. Он не видит ровно никакой надежды на преодоление ситуации. Единственный кто здесь властвует - это смерть. Она и только она, является победительницей в этом безумье происходящих превращений. И чувствуется, что Андреева ужасает это понимание, для него и жизнь это сплошной беспросветный мрак жестокости и мерзости, который он ненавидит и сама смерть не освобождение, а лишь ужасная царица бала. Это сознание тупика, в котором оказался и сам Андреев и весь проект Модерн к началу 20-го века.

А поскольку, с падением СССР и коммунизма как единственного ответа на этот ужас безвыходности у человечества рухнули и последние надежды на спасение, то именно в таком состоянии агонии и нависающего мрака, безвыходности и мы сегодня и находимся.
Именно поэтому Андреев актуален в наши дни, среди определённых лиц. Как поющий гимн тому ужасу, который сегодня переживает наша интеллигенция. Разве что, если уж и переносить его пьесу “Царь голод” на сегодняшний день, то надо говорить уже не о Царе голоде, а о Царе Скуке. На смену голоду физическому пришёл голод душевный.



Царь Скука - властвует сегодня поведением людей в России и странах Европы. Он ведёт их сегодня в гипермаркеты и в места развлечений в любое свободное время, он заставляет их смотреть телевизор сутки на пролёт, зависать в компьютерных играх, создавать сообщества двача и трэша, издеваться над жизнью и святостью, над ценностями и человеком. В попытке убежать от скуки люди бегают по миру, нарушают моральные нормы, превращают культуру в средство снятия тоски, чтобы было веселенько и прикольненько.

Но в попытках заглушить тоску и скуку мы неизбежно разрушаем и себя и общество в котором живём, и пировать на это все равно приходит смерть. Давайте здесь вспомним популярность зомби-темы среди молодёжи, вроде пресловутого зомби парада или хелоуина, давайте вспомним популярность треш фильмов и появление таких явлений как дети-шахиды и выставки Доктора смерть, заснятые не видео мучительные убийства животных и людей, ради развлечения. Массовый алкоголизм и расцветающую наркоманию. У всего это одна причина - отсутствие смысла, бесконечная тоска и скука, бессмысленность этой жизни. И надо понимать, что пропаганда здорового образа жизни здесь не поможет, тут нужен фундаментальный ответ на кризис остановки истории, на кризис конца эпохи модерна. Будет ответ - будет жизнь, не будет этого ответа, и фантазии Леонида Андреева станут реальностью.

Поэтому сегодня как никогда важно восстановить поруганный, почти утраченный с крахом СССР, ответ на этот вызов, опыт которого дал человечеству надежду на будущее. Этот опыт мы и должны сегодня переосмыслить и отлить в новые формы, исправив системные ошибки проекта СССР 1.0 для создания проекта СССР 2.0.
Tags: Андреев, голод, интеллигенция, скука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments