sovet20 (sovet20) wrote,
sovet20
sovet20

Зомби парад с точки зрения культуры, интервью с Пономаревым В.В.

В этот раз хотел бы поделиться разговором состоявшимся с представителем высокой культуры.
В нашу эпоху все более размывается понятие культуры, все больше в нее пытаются включить субкультуры, или даже антикультурные явления и потому хотелось бы дать пояснение, что я имею ввиду под данным словом.
Культура - это то что возвышает человека, дает ему власть над животным в себе, приближает его к красоте, справедливости и истине. Культура как культ красоты, справедливости и истины. Она может быть выражена в музыке, живописи, скульптуре, в литературе, других формах.

Как и в предыдущем интервью разговор шел о Зомби и Хеллоуине, как явлениях современной молодежной среды. О причинах его возникновения и их сути.
Заранее должен оговорить, что я не разделяю всех взглядов Владимира Валентиновича, например на коммунизм или язычество, тут вопросы тонкие, и убежден, что внутри коммунизма есть духовные основания, которые безусловно наравне с религией дают ответы на вопросы о смысле жизни, о духе, смерти, т.е. о вечных вопросах, т.е. это конечно не просто идеология, это целостное учение. Это обосновывает в газете "Суть времени", в цикле статей "О коммунизме и марксизме", С.Е. Кургинян.  Однако при разном отношении к указанным выше вопросам идеологии, Владимир Валентинович человек с заслугами в области культуры высоким уровнем образования, а потому для меня является авторитетом в культуре.

Пономарев Владимир Валентинович - композитор, доцент кафедры теории музыки и композиции Красноярской государственной академии музыки и театра, председатель Красноярского отделения Союза композиторов России.


Корреспондент РВС: Мы как родители обеспокоены таким явлением как зомби-парад. У нас в Красноярске уже третий год проходит парад зомби по центру города. Множество людей, раскрашенных в мертвецов, в изуродованных телах. Толпами проходят по улицам. Скажите пожалуйста, вы знаете о таком явлении и как вы к нему относитесь.

Владимир Валентинович: Об этом я знаю. К сожалению, в самом Красноярске я его не видел. Так получилось, что не довелось ни разу этого видеть своими глазами, потому что я живу на правом берегу. А, насколько я понимаю, это происходило — вы об этом уже говорили — где-то по центру левобережья. Моё отношение совершенно однозначное: это — безобразие, которого не должно быть в принципе ни при каких обстоятельствах и ни под какими предлогами. Этого быть В ПРИНЦИПЕ НЕ ДОЛ-ЖНО. Таково моё мнение, таково моё отношение.

Корреспондент РВС: А как вы считаете, в чём его суть, каковы причины возникновения? Что это такое?

Владимир Валентинович: Если смотреть в корень, то... как говорят, в природе пустоты не бывает... Поэтому всякий раз, когда возникает некая ниша, которая была заполнена до этого чем-то другим, она, естественно, заполняется неким иным содержанием, иным наполнением. И то, что прежде, в советские времена эту нишу в сознании, в душе человека пытались заполнить какой-то коммунистической идеологией — это конечно же неправильно. Но, так или иначе, какое-то наполнение было. Я не хочу сказать, что это идеология, которая должна была быть в душе, в сознании молодого человека. Прежде это делала церковь. Это было более правильно. Потому что всё-таки духовный стержень — это вещь чрезвычайно необходимая.
Так получилось, что мы пережили эпоху атеизма. И одновременно с отказом от коммунистической идеологии, того, что мы имели во времена социализма в нашей стране... С одной стороны мы от этого отказались. С другой стороны мы пережили эпоху атеизма, когда люди выросли вне церкви, вне храма. И поэтому образовалась ниша, пустота.
Вы помните Хемингуэя, который кинул фразу, ставшую теперь уже летучей фразой «Все вы — потерянное поколение», прозвучавшей в одном из его диалогов. Он её процитировал. И теперь цитируют уже его.
Действительно, сейчас мы наблюдаем молодёжь, которая является детьми потерянного поколения. Сейчас уже десятые годы двадцать первого века. Молодые люди, подростки — это дети тех людей, формирование сознание которых происходило во время смены государства и т.д.
Т.е. есть объективные факторы. Но это никоим образом не оправдывает происходящее. Значит, ответственность ложится и на всех нас.
Почему происходит так, что молодым людям никто не помог заполнить эту нишу каким-то позитивным содержанием?
Я всегда говорил и теперь говорю, что очень велика роль семьи. Вот сейчас она возросла неизмеримо. И, обратите внимание, сейчас как раз идёт тенденция разрушения семьи. То, что там, на западе, сейчас происходит.
Слава Богу, сейчас не только церковь... Православная церковь всегда занимала однозначную позицию. Я подчёркиваю «православная», потому что католическая церковь — совершенно другое в данном случае... но и государство, и все наши общественные институты — они однозначны в отношении к тому, что происходит на Западе.
«Как ты относишься к современному состоянию культуры на Западе?» — спрашивают меня. Я говорю «Извините, как к ней можно относиться, если некая Кончита Вурс становится лауреатом «Евровидения». Можно ставить крест на всей западной культуре и на всём том, что там происходит сейчас.
Слава Богу, что сейчас здравомыслие присутствует в отношении к этому не только в церкви, но и в наших государственных структурах, государственных институтах. Все однозначны в отношении к этому. Это хорошо. Но этого мало. Потому что можно декларировать своё отношение, как, допустим, я сейчас это делаю, разговаривая с вами. Но с другой стороны нужно же что-то делать, нужно каким-то образом этому противостоять.
Пока вот так я бы ответил на ваш вопрос.

Корреспондент РВС: Получается, что молодёжь заполняет смысловое пространство этим содержанием?

Владимир Валентинович: К сожалению, да...

Корреспондент РВС: …которое можно как назвать? Культ смерти? Что это такое?

Владимир Валентинович: Вот эти игры, игры со смертью... Вообще, западноевропейская культура это в принципе уже проходила. Мы здесь опять отстаём от них в плане каких-то цивилизационных процессов. И, может быть, хорошо, что опаздываем.
Помните, ещё Бердяев в начале двадцатого столетия говорил о том, что не нужно ставить знак равенства между понятиями цивилизации и культуры. Они не всегда тождественны в своих направлениях, а иногда имеют и разнонаправленные векторы. На это обратил внимание наш выдающийся русский философ.
Я хочу сказать вот о чём. О том, что мы здесь опаздываем. И, наверное, хорошо, что опаздываем. Но опять таки в наших, может быть, силах, в наших возможностях попытаться приостановить то, что идёт оттуда.
Почитайте французскую литературу послевоенную — 60-70-е годы. Вот это любование смертью, игра с образом смерти какая-то такая — она очень характерна, особенно для французской литературы, для французской культуры того времени. Даже фильмы, которые потом шли к нам в Советский Союз ещё, на излёте советской эпохи. Там тоже это было. Мне рассказывали очевидцы, которые видели фильм... я не помню как называется... они видели этот фильм в Париже.
Один гонится за другим. Зима. Снег. А тот попадает в снегоуборочную машину. И она его перемалывает. Сзади выбрасывает снег. Снег становится розовее, потом становится ярко-красным, потом опять розовеет, потом становится белым. Все в зале хохочут. А сидевшие в этом зале русские, которые мне рассказывали, недоумевали: «Мы не понимает, над чем они хохочут вообще. Что тут смешного, во-первых? А во-вторых, как вообще вот это можно было показывать? Что это такое?»
Т.е. у них была совершенно нормальная естественная реакция здравомыслящего человека.
Это было, не соврать бы вам... Это была ситуация начала 80-х годов... история, которую мне рассказали.

Корреспондент РВС: Есть ещё такой праздники, хэллоуин, который празднуется перед днём всех святых. Праздник чертей, тёмных сил. Как-то он связан вот с этим шествием Зомби, среди молодёжи популярным сейчас?

Владимир Валентинович: Это всё — явления одного порядка. Ведь есть и альтернатива. Я думаю, вы, наверное, знаете, что сейчас очень большой интерес к нашей древнерусской культуре, к языческой культуре, той, которая была до христианства. И там было очень много интересного, яркого, содержательного. Были очень интересные праздники, связанные с равноденствием, с годовыми циклами природы. И очень много молодых людей сейчас и они учатся в нашей Академии музыки, учатся на факультете, отделении народного пения, очень много этим интересуются. Они пытаются реконструировать всё это, показывать. Это очень интересно.
Почему бы этим не интересоваться? И почему бы это больше и чаще не показывать?
Потому что, ведь на самом деле наше представление о язычестве было очень какое-то искажённое тем же самым атеизмом.
На самом деле наши предки-язычники — они очень правильно понимали природу, они очень правильно понимали мироустройство. Единственное, пожалуй, чего у них не было — прямой вертикали, которую принесло христианство. Прямой вертикали к Богу. А всё остальное у них было очень правильно, очень разумно, очень осмысленно.
А вот эти праздники, эти явления, которые пришли к нам с Запада... Вообще, надо сказать, что практически всё, что в последнее время, в последние, может быть, сто лет идёт к нам с Запада, несёт негативное. В основном негативные смыслы и содержание. И это не потому что мне Запад не нравится, а потому что тут есть совершенно объективные причины.
Я об этом сказал. И, если я об этом говорю, то не я первый и не я последний об этом говорю. Речь идёт о деградации католичества как духовной основы культуры. Опять таки не я первый это сказал. Говорили и до меня. Я только повторяю.
Православие является сегодня тем стержнем, на котором держится культура. Православие — живое. Как это ни странно и ни смешно кому-то это покажется из тех людей, которые трезвым взглядом пытаются оценивать... «Ну, что там Россия?.. Ну, вот там у них какая-то православная церковь... У нас тут католическая церковь. Есть ещё какие-то другие мировые религии...»
Посмотрите, ведь религию как стержень культуры можно тогда только назвать живой, когда она культурообразующая. Ведь какой всплеск интереса к православию, сколько молодых людей интереснейших, молодых, талантливых, образованных пришли в церковь... музыкантов... Сколько новых иконописцев... Сколько новых церковных композиторов...
Это я вам говорю как музыкант, как редактор, составитель церковных  сборников «Церковные песнопения» сибирских композиторов. Есть целый сборник, посвящённый только современным молодым композиторам. Это очень интересно.
И это является лучшим свидетельством того, что православие является сегодня живой религией и стержнем, который по-прежнему остаётся культурообразующим. К сожалению, на Западе этого не стало, увы. Давайте называть вещи своими именами.
И поэтому католический храм превратился одном случае в музей, а в другом случае он стал местом, для привлечения в которое уже используются современные маркетинговые приёмы. Это уже, извините, явления другого порядка. Это уже не разговор на религиозную тему.

Корреспондент РВС: Папа римский, Павел Второй по-моему, сказал, что мы наблюдаем победу культа смерти в Европе над христианством. По-моему, так было сказано. И ещё подскажите, пожалуйста. А вот тот факт, что само мероприятие происходит в публичном пространстве, это как-то влияет на распространение самой идеи?

Владимир Валентинович: К сожалению, да. Оно влияет. Я не сторонник запретов. Нужно создавать какую-то, с одной стороны, альтернативу... это понятно. Но, мне кажется, всем нам нужно демонстрировать отношение к этому. Потому что никакое явление не в состоянии жить, если оно будет жить в не комфортной для него среде. Если мы будем создавать не комфортную для этого явления среду, оно перестанет существовать рано или поздно.
Мне кажется, сегодня только таким образом можно поступить. Если нечто такое появляется, мы демонстрируем своё отношение к этому и демонстрируем это, не скрывая, ярко, публично, высказывая своё отношение к этим людям, к организаторам и т.д., тогда им будет понятно. Мне кажется, только так.

Корреспондент РВС: Т.е. я правильно понимаю, что с одной стороны мы должны как-то осуждать само явление, а с другой стороны — мы должны дать какое-то наполнение.

Владимир Валентинович: В общем — да. Я не знаю, как на счёт «запрещать», потому что, знаете, тут пойдёт обратная реакция. Попробуй запретить — «А! Вы запретили? Мы живём не в демократическом государстве!» Начнутся все эти разговоры. Надо всё-таки иначе.

Корреспондент РВС: Скажите... Вообще, когда с молодёжью разговариваешь, то слышишь, что это мода такая, увлечение такое мимолётное, что на самом деле люди приходят повеселиться, что ничего серьёзного здесь нет. Никто не пойдёт убиваться после этого. Поэтому не трогайте нас. Мы повеселимся, посамореализуемся вот так и всё... Что на это можно ответить?

Владимир Валентинович: С этим тоже нельзя соглашаться, потому что, каждый из нас знает, что самые яркие впечатления, которые остаются в душе и в памяти — это впечатления молодости. И в зависимости от того, какова конкретная ситуация в душе у этого человека, какова духовная наполненность этого человека. Для одного это может быть — он случайно туда попал — действительно, единичное такое событие, а для другого это станет самым ярким впечатлением его молодости, и, в конце концов, оно приведёт его туда, куда не следовало бы.
Поэтому об этом нужно говорить вот ТАК.
Лучше, если этого не будет.
Трудно что-то предлагать, надо создавать какую-то альтернативу. А если даже мы предлагаем, трудно сделать так, чтобы молодые люди там оказались. Для этого многие вещи делаются. Я знаю, что молодёжные клубы создаются при храме. Я знаю, какой энтузиазм у молодых людей, которые занимаются русским фольклором, русской этнографией. Я знаю группу энтузиастов, которые это создают вокруг нашего отделения народного пения. С горящими глазами люди, замечательные. Просто надо это чаще показывать. Приходите на государственные экзамены, где они показывают свои программы, интересные программы. Привлекать именно туда. Тогда, может быть. Потому что эти явления — они ведь ещё очень агрессивны в плане информационной поддержки. Люди, которые это устраивают, нагло это показывают. Откровенно. Нахально. А какие-то позитивные явления, которые мы показываем... ну мы же люди не наглые и не нахальные... Может быть, чаще надо это показывать.




Tags: Пономарев, РВС, зомби, хеллоуин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments